Что лучше – высокофорсированный атмосферный двигатель или мотор с не
слишком высоким (умеренным) наддувом? На этот риторический вопрос можно
ответить только непосредственным сравнением способов форсирования. Что
мы и решили попробовать.
Всего несколько лет назад немногочисленные тюнинговые ателье предлагали
весьма ограниченный набор комплектующих и работ по повышению мощности
двигателей. Распредвал с шестерёнкой да чип-тюнинг давали не многим
более 10-15 л.с. прибавки мощности.
Форсировать «классический» мотор по максимуму.
Именно с такой просьбой приехал к нам один из заказчиков - владелец
автомобиля ВА3-2107. Справедливости ради заметим, что подобную задачу
нам приходилось решать только для двигателя ВА3-21083 (мощность
которого, кстати сказать, с 16-клапанной доработанной головкой, объёмом
1,7л, 4-дроссельным впуском превысила 190 л.с. и безо всякого наддува).
А вот классический мотор оставался ещё недостаточно разработанным в
плане форсирования. Поэтому поставленная задача была нам особенно
интересна.
Итак, как известно, улучшения динамических и мощностных качеств
автомобиля можно добиться разными путями. Прежде всего, это тщательная
доводка самого двигателя (облегчённые и подогнанные по весу шатуны и
поршни, облегчённый коленвал, шлифованные и подогнанные коллекторы -
как впускной, так и выпускной, тщательная балансировка всего и вся и
т.д.). Кроме того, это доводка систем питания и зажигания двигателя
(сейчас я говорю исключительно о карбюраторных моторах).