Тема чип-тюнинга не нова. Множество публикаций в прессе,
обсуждения в интернет-конференциях свидетельствуют о повышенном интересе к
данному виду доработки двигателя автомобиля. Но, к сожалению, многие
животрепещущие вопросы остаются "за кадром", возникая снова и снова. В этом
материале мы постараемся расставить все точки над "i", а помогут нам специалисты
тюнинг-центра Carsoft
Чип-тюнинг дает прибавку мощности и крутящего
момента. Величина этой прибавки зависит от типа и конструкции двигателя, режима
его работы. После чипования мощность обычно увеличивается на 5-25% при
увеличении крутящего момента на 10-50%. Обычно говорят о возросшей мощности,
хотя субъективно она ощущается значительно меньше прироста крутящего
момента.
За счет чего появляются дополнительные мощность и крутящий
момент двигателя?
Сначала немного теории. Мощность - это работа, которую
двигатель может выполнить за единицу времени. Эта величина, как правило, прямо и
почти линейно зависит от оборотов. Чем сильнее мы раскручиваем двигатель, тем
больше мощности получаем. Но возможности двигателя не безграничны, тем более что
на его максимальных оборотах значительно ухудшаются продувка и наполнение
цилиндров топливовоздушной смесью, и резко возрастает износ всех движущихся
частей. Поэтому производители вводят ограничение (так называемую отсечку) на
предельные обороты двигателя. Эта отсечка устанавливается в программе блока
управления и при чип-тюнинге может быть сдвинута в сторону более высоких
оборотов либо убрана совсем. Величина сдвига определяется, прежде всего,
способностью самого двигателя "вращаться" быстрее (разумеется, до определенных
пределов). В любом случае, показатель мощности при этом возрастет. Почувствовать
такую прибавку смогут лишь те, кто готов, не жалея двигателя, раскручивать его
до предела. При повседневной эксплуатации гораздо более важный показатель -
крутящий момент. Он позволяет машине с самым простым дизелем стартовать не хуже,
а порой даже лучше аналогичной машины с бензиновым двигателем в 1,5 - 2 раза
большей мощности. Двигатель с большим крутящим моментом гораздо "эластичней",
что позволяет реже переключать передачи; ездить на таком автомобиле существенно
приятней. В атмосферных двигателях крутящий момент увеличивают за счет более
точного управления зажиганием и впрыском. Учитываются два параметра - скорость
горения топлива и обороты. Задача - обеспечить максимально позднее зажигание при
условии полного сгорания топлива в цилиндре. У турбированных двигателей есть еще
возможность управлять давлением наддува, что дает ощутимую прибавку КПД.
Насколько возрастет расход топлива после чип-тюнинга?
Расход
обычно возрастает сразу после чипования и остается таковым около недели. Затем
падает до прежнего, а в большинстве случаев и меньшего уровня. Объясняется сей
феномен просто. Сразу после доработки владелец начинает испытывать машину,
"гоняя" ее в жестком режиме. Затем, незаметно для себя, возвращается к
привычному стилю езды. А в этом случае расход определяется возросшим КПД: для
тех же условий движения ему хватает меньшего количества топлива, то есть
двигателю попросту легче "крутиться"
Как влияет такая доработка на
ресурс двигателя?
Чип-тюнинг - не просто увеличение мощности и крутящего
момента, а, как мы уже говорили, повышение КПД, достигаемое за счет снижения
внутренних потерь, которые и вызывают износ движущихся частей двигателя. Однако
надо учитывать, что после чип-тюнинга мотор становится более требовательным к
качеству топлива и исправности всех компонентов топливной системы. Особенно это
относится к турбированным и турбодизельным двигателям. Поэтому мы настоятельно
рекомендуем всем, кто решил "чиповать" свой автомобиль, привести его в порядок и
своевременно производить весь комплекс работ по обслуживанию, рекомендованный
производителем.
Неужели довести двигатель не может сам
завод-изготовитель?
Дело в том, что машины выпускаются для широкого
круга потребителей и эксплуатируются в разных условиях: с неодинаковой средней
температурой, давлением окружающего воздуха и др. Да и топливо заливают не
всегда самое лучшее. При всем многообразии условий производителю необходимо
обеспечить экологические нормы по токсичности выбросов. Поэтому ему проще
проиграть в мощности, установив зажигание более ранним, но обеспечить полное
сгорание топлива при всех условиях эксплуатации. Сказанное совсем не означает,
что после "чипования" СО у вашего автомобиля зашкалит. Но, настроив машину, вы
принимаете на себя обязательства "кормить" ее только качественным топливом. Само
собой, такой подход не может быть приемлем при массовом выпуске автомобилей. И
все же примеры использования производителем возможностей чип-тюнинга есть: одна
и та же модель двигателя на совершенно одинаковых автомобилях, выпущенных с
интервалом в год-два, имеет разную паспортную мощность. Если все обстоит так
хорошо, почему чип-тюнингом занимаются не все?
Если не учитывать наличия
специального оборудования и достаточно специфичного опыта, то остаются сами
тюнинговые программы (так называемые прошивки), которые стоят немало. К тому же
проблема усугубляется огромным разнообразием моделей автомобилей, исполнений
блоков управления и версий заводских программ. Даже обладая коллекцией
тюнинговых прошивок более чем на 6000 различных автомобилей, часто приходится
отказывать клиенту в немедленном тюнинге. А заниматься самостоятельной
разработкой прошивок могут позволить себе только финансово сильные фирмы, да и
то не в России.
Сколько времени занимает процедура "чипования" и во что
она обходится?
Цены на чип-тюнинг в большей мере определяются стоимостью
самой тюнинговой программы управления. На сегодня фирма "Carsoft" оцеНивает
доводку большинства европейских автомобилей в 220-480 у.е. Процедура может
длиться от одного часа до двух дней, в зависимости от технологической сложности.
Большинство машин "чипуются" за 1 - 2 часа. А как насчет гарантий?
Мы
меняем только программу управления. Выйти из строя она не может. Если работает
нормально сразу - так будет всегда. Мы гарантируем лишь то, что машина с новой
программой поедет лучше. В качестве носителя программы используются импортные
микросхемы памяти, эти самые пресловутые чипы. Их работу мы тоже гарантируем. А
все, связанное с заливкой некачественного масла или топлива, проколами колес и
многим другим, - видимо, компетенция страховых компаний.
Что можно
предложить владельцам автомобилей с карбюраторным двигателем без блока
управления?
Для таких машин выпускаются специальные блоки управления
зажиганием, характеристика которых программируется с компьютера. Это дает
практически те же результаты, что и при "чиповании" инжекторных двигателей.
Как быть тем, кто живет не в Москве и желает "зачиповать" свою машину?
Обращайтесь к нам через Интернет по адресу tuning@carsoft.ru. Мы вышлем
все необходимые детали с подробными инструкциями. Более полную информацию по
самостоятельному чип-тюнингу найдете на сайте http://www.carsoft.ru